Архиерейское подворье
храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 
при Саратовском государственном университете г. Саратова

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Оксана Гаркавенко Прозрение Слепцовки // Газета «Православная вера» № 17 (493), 2013 г.

 

Наша газета уже неоднократно писала о деятельности православно-исторического общества «Возрождение», объединяющего потомков священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в годы гонений. Члены общества ставят целью изучение и популяризацию местной истории, восстанавливают генеалогию священнических родов, собирают материал для прославления подвига новомучеников и исповедников Российских. Недавно общество представило проект «Возрождение исторической памяти о священниках и утраченных храмах Саратовской губернии» на Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива», проводимый Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского, и выиграло грант, благодаря которому 25 августа состоялась паломническая поездка в село Слепцовка Татищевского района.

В поездку отправились прихожане храма во имя святых царственных страстотерпцев при Саратовском государственном университете во главе с настоятелем, священником Кириллом Краснощековым и члены общества «Возрождение». Автобус едва вместил всех желающих.

Храм в Слепцовке

По дороге председатель «Возрождения» Евгений Леонидович Лебедев рассказывает нам о работе православно-исторического общества, об архивных поисках, которые ведут члены «Возрождения», о храме в Слепцовке, где служили священники — предки Лебедева. На примере одного священнического рода и одного храма мы еще раз убеждаемся, какую трагедию пережила Русская Православная Церковь в ХХ веке.

Как известно, к 1917 году в Саратовской епархии было свыше 900 храмов и монастырей, к 1937-му не осталось ни одной действующей церкви. Многие храмы были взорваны, изуродованы, перестроены под клубы или склады. Храму в Слепцовке повезло больше других: он уцелел, хотя тоже пострадал в советские десятилетия. Построен храм был в 1835 году, закрыт в 1923-м. Когда взрывали примыкавшую к нему колокольню, кирпичи посыпались на стоявшие поблизости жилые дома. Чтобы их не разрушить, от первоначального намерения взорвать сам храм пришлось отказаться, и здесь устроили зернохранилище. Выломали, правда, одну колонну, чтобы грузовику удобнее было въезжать в дом Божий, но добротно сложенная стена не просела. Кладбище, расположенное рядом с храмом, тоже уничтожили — Евгений Леонидович предупреждает нас, чтобы аккуратнее ходили около алтарной стены: там — могилы служивших в Преображенском храме священников и причта. Мраморные надгробные доски хозяйственные местные жители растащили по домам для облицовки погребов.

Евгений Леонидович Лебедев рассказывает о своих предках-священниках

Автобус трясется по привычному российскому бездорожью. Евгений Леонидович рассказывает нам о своих предках-священниках. Прапрадед, священник Андрей Лебедев, скончался в 1902 году. Прадед, отец Лев, тоже священник, служил в Слепцовке до 1918 года; далее сведения о нем теряются. Возможно, подвергался репрессиям. Во всяком случае, служившего в этом же храме псаломщика сельсовет просто выкинул из собственного дома, и тот вместе с семьей вынужден был ютиться в сарае.

Со Слепцовкой связаны имена таких известных наших земляков, как художник и иконописец Лев Игорев и архитектор Николай Лебедев, который потом долгие годы жил в Брянске и внес заметный вклад в создание архитектурного облика этого города (среди выдающихся произведений искусства, созданных Николаем Лебедевым, знаменитая Спасо-Гробовская церковь, ряд других сооружений). Проследить свои родственные связи с Л. Игоревым и Н. Лебедевым Евгению Леонидовичу помогли архивные изыскания.

Подъезжаем к Слепцовке. Село довольно большое, но людей почти не видно — возможно, по случаю выходного дня. В нынешней Слепцовке живет около трехсот человек. Два года назад закрыли здешнюю малокомплектную школу, детей теперь возят за пять километров, в соседнюю Македоновку. Да их и немного, детей, все помещаются в автобусе пазик. (Позже из Большой Саратовской энциклопедии узнаю, что в 1910 году в Слепцовке проживало мужчин — 474, женщин — 480. Количество детей не указано, но если учесть, что крестьянские семьи были в ту пору многодетными, нетрудно предположить, что никакой пазик не вместил бы тогдашних юных сельчан. С 1894 года в селе работала церковноприходская школа, а в 1914 году открыли еще и земскую).

Вот и храм. Он действительно великолепен. Каменная кладка поражает добротностью: кирпич к кирпичу, такие стены простоят еще не одну сотню лет. Из кирпича сложен и купол. Мастерством русских зодчих XIX столетия можно любоваться совершено беспрепятственно, поскольку их благодарные потомки в XX столетии тщательнейшим образом соскребли со стен фрески и почти везде отбили штукатурку.

Нас встречает староста, Таисия Ларионовна Татаренко — приветливая женщина из тех, кого принято называть «белые платочки». Председатель «Возрождения» рассказал нам о ней по дороге. Это ее стараниями восстановлена разрушенная колонна, отремонтирована крыша, вставлены окна, восстановлены полы — пока только в алтаре. Ремонт предстоит еще немалый: идем по храму, и под настеленными старыми ковриками чувствуются неровности, ямки. Куда делся прежний пол? Наверное, содрали и унесли. Почему нет, если старинные решетки с окон, по рассказу старосты, пришлось собирать по всему селу. Некоторые валялись в овраге, другие лежали возле домов местных жителей, которые использовали их для очистки подошв от грязи. Часть решеток так и не нашли, заменили современными.

— Когда зернохранилища не стало, двери поснимали и сюда мусор стаскивали, — рассказывает староста. — Вся Слепцовка сюда сор несла.

Потом приехал священник, началось восстановление храма. С начала 2000-х годов здесь совершаются богослужения — пока только по большим праздникам. Перед приездом настоятеля, отца Алексия Субботина, Таисия Ларионовна вывешивает объявление, народа приходит немало, и, что особенно отрадно, многие с детьми.

Евгений Леонидович Лебедев рассказывает о своих предках-священниках

Интересно, богослужения посещают те же жители Слепцовки, что когда-то стаскивали сюда мусор, или другие? Впрочем, не мое это дело, ведь все грехи смываются в Таинстве Покаяния. Главное, что храм восстанавливается, и село начинает приходить в себя.

Освящен храм во имя святителя и чудотворца Николая. Скоро здесь будет подворье Никольского мужского монастыря — уже куплен дом для проживания братии и гектар земли. Будем надеяться, что монастырское хозяйство несколько оживит экономику Слепцовки, сейчас, как и везде в селе, пребывающую в довольно депрессивном состоянии.

Местный краевед, учитель истории Македоновской школы Сергей Семенович Собянин рассказывает нам, что село некогда носило название Никольское. Это позволяет предположить, что храм здесь был освящен во имя святителя Николая. Тот храм, скорее всего, сгорел во время пугачевщины. В конце XVIII века село уже называлось Сергиевское, следовательно, новый деревянный храм был во имя Сергия Радонежского. Ну, а каменный храм, в котором мы находимся, был освящен в честь Преображения Господня — об этом свидетельствует запись в сохранившейся епархиальной книге. Там же сказано, что храм построил помещик Карпов с прихожанами. Теперь, как и в старину, в Слепцовке снова Никольский храм.

Отец Кирилл служит молебен с чтением акафиста святителю Николаю. По завершении богослужения батюшка произносит небольшую проповедь.

— Этот храм, — говорит отец Кирилл, — хотя и уцелевший, но находящийся в таком плачевном состоянии, символизирует состояние нашей Родины после всех страшных событий ХХ века… Жизнь села начнет возрождаться, когда в селе будет храм, школа, больница. А село — это хранилище национальных традиций. Во всем мире так: сельский житель — хранитель лица нации. Для того чтобы понять, кто такие русские, итальянцы, испанцы и так далее, нужно увидеть сельских жителей этих стран. В городах все примерно одинаковые. У нас, кстати, такая концепция недавно обсуждалась: не забросить ли вообще село? Чтобы были крупные мегаполисы, а вокруг них — ничего. Это означало бы, наверное, смерть национального самосознания. Я надеюсь, что возобладает другая концепция — на поддержку села. Если у государства получится дать селу хоть немного денег — на храмы, на школы, на больницы — появится надежда на то, что здесь останутся люди, которые любят крестьянский труд, любят землю и которые, придя к вере, заново обретут свое лицо. Потому что потеря веры — это, безусловно, потеря лица человеческого.

Евгений Леонидович Лебедев рассказывает о своих предках-священниках

После богослужения — трапеза на свежем воздухе. Завершает поездку осмотр местного краеведческого музея, созданного несколько лет назад трудами Собянина и его учеников.

— Деньги на ремонт собирали всем миром,?— рассказывает Сергей Семенович.?— Ремонтировали силами школы, это всё школьники делали. И ремонт, и экспозицию.

Что ж, ребята молодцы, музей получился интересный и вполне профессиональный. Мы благодарим Сергея Семеновича за экскурсию и садимся в автобус. Интересно будет приехать сюда через несколько лет, когда монастырь встанет на ноги, когда завершится восстановление храма…

Фото Владислава Земскова