Архиерейское подворье
храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 
при Саратовском государственном университете г. Саратова

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«…Общественные объединения и религиозные организации вправе участвовать в профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики»
(пункт 10, раздела II Общие положения, Указа Президента РФ № 690 от 10.07.2010).

Кто такой наркоман? Предрасположен ли человек к наркотикам от рождения? Если нет, то, как и почему становится наркопотребителем? Как затягивает наркомания и почему человек не желает противиться или легко поддаётся первой наркопробе? В какой момент человек ещё думает, что всё в его силах и он в любое время откажется от наркотиков? Когда это заблуждение исчезает и наркобольной, никому не нужный, кроме созависимых родственников и наживающегося на нём наркодельца, медленно или быстро, в безнадёге движется к своему концу? Как из человека, предназначенного радоваться жизни, обнаружить и приумножить свои способности и таланты, сделать счастливыми своих близких и творить добрые дела, получается физически, психически, химически зависимое от наркотиков человекообразное существо? Как человек - сосуд, наилучшим образом приспособленный для познания себя и мироздания, превращается в бензобак, точнее, наркобак, не способный двинуться без заправки наркотиками? Как отказаться от такой привычки и возможно ли это? Если «сосуд» зачищен от наркотиков, то кто и что заменит ставшее привычным наркотопливо? Оставляет ли когда-нибудь человека, отказавшегося от потребления наркотиков, память о них? В силах ли человек один побороть это страстное искушение? Кто разумно рассудит, вместе с опомнившимся человеком, годы гробившим жизнь, как ему жить дальше, каково его предназначение, на что он способен, как сохранить себя в чистоте?

А главное - когда, в каком возрасте, при каком внутреннем устроении и при каких условиях человек способен воспринять ответы на эти вопросы, и кто является наилучшим, наиболее полезным и авторитетным источником этих ответов?...

Антинаркотическая профилактика даёт всходы и эффективна, если сезоном её посева и ухода является работа с аудиториями, которые составляют дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), начальная школа (7-9 лет), подростки (10-13 лет), юношество (14-17 лет), студенчество (18-22 года), молодёжь (до 29 лет). Непросто добиться результатов, если профилактика касается тех, кто имеет опыт потребления наркотиков с отрицательными для здоровья последствиями. Труден и длителен профилактический патронаж и реадаптация в обществе лиц, прошедших курс лечения и медико-социальной реабилитации от наркотической зависимости.

Где то место, которое соберёт эти аудитории, - разных возрастов, вместе с близкими родственниками, невзирая на пестроту характеров, несмотря на различное материальное состояние и положение в обществе, с разнонаправленными личными планами и социальными проектами, многогранными и, казалось бы, совершенно не стыкующимися векторами приложения своих усилий, непохожих по способностям, виду и роду жизнедеятельности? Кто и что имеет силу одинаково спасительно, животворяще, освящающее, очищающее воздействовать на этих разных людей? Какой ясный и понятный для каждого из этих людей личный и общинный труд способствует этому? Если оставить вне поля рассуждения по этим вопросам религиозный аспект, то, в общем-то, ничего этих людей не объединяет. Можно, конечно, думать, что объединению помогут общечеловеческие нравственные ценности, но их рассмотрение всё равно приведёт к таким понятиям как Совесть и Любовь; и то, и другое - часть духовного (а значит, религиозного) мира человека, а вовсе не материального.

Государством это понимается. В своём выступлении на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях Председатель Государственного антинаркотического комитета Директор ФСКН России В.П. Иванов сказал: «Это уже доказано практикой: церковные приходы могут стать подлинными ячейками национального возрождения, причём речь идёт как о проповеди верного взгляда на мир, так и практической помощи конкретным жертвам наркомании». Государственной стратегией антинаркотической политики России, утверждённой президентским указом № 690 от 10.07.2010, в числе причин и условий, способствующих спросу на наркотики, указаны:«…смещение личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей; …широкое распространение в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков…». Первое из разряда «бери от жизни всё, что сможешь», современная норма успеха, индикатор которого тем выше, чем больше смог и успел взять человек. Этой потребительской корзине не чужд наркотический атрибут. Терпимость к нему отнесена к рискам, управлять которыми в современном обществе можно только частично.

Духовно-нравственный стержневой ориентир формирует надёжную оборону предложению наркотиков. Именно поэтому широк спектр привлечения к антинаркотической профилактике традиционных религиозных конфессий, социально ориентированных, положительно зарекомендовавшие себя общественных организаций, специалистов в сфере работы с молодёжью и социальной защиты населения. Указом Президента РФ отмечается:

- «…Недостаточно эффективно организованы профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико-социальная реабилитация больных наркоманией. Недостаточно используется потенциал общественных объединений и религиозных организаций» (пункт 2, раздела I Введение);

- «…В формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтёры молодёжных организаций» (пункт 26, раздела III Совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков. Государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков);

 

- «…Основными направлениями развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации являются: … формирование правовых основ, обеспечивающих использование потенциала традиционных религиозных конфессий, неправительственных и общест-венных организаций в государственной системе реабилитационной помощи» (пункт 36и, раздела III Совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков. Реабилитация больных наркоманией).

Человек редко воспринимает важные вещи на слух. Примеры других людей, как правило, не задерживаются в памяти. Для того чтобы человек что-то понял, осмыслил и начал действовать, в большей части ситуаций ему необходимо самому видеть то, о чём ему говорили, лично попробовать, может быть, даже обжечься, например, отравлением наркотиками, и только потом начать «дуть на воду». Говорят, что атеистов не бывает только на войне. Наркобольной осознаёт, что «атеизм - тупиковая ветвь эволюции» только после осознания своей немощи перед наркозависимостью, результаты которой могут быть уже необратимы. ВИЧ, гепатит С и цирроз печени, атрофированные кровеносные сосуды, гниение и гангрена конечностей, преждевременная смерть - вот материальное воплощение наркомании.

Показывая направление к ответам на некоторые из поставленных выше вопросов, хотелось бы немного приоткрыть дверь в мир, к сожалению, и сегодня для многих малознакомый, мир, в котором есть место активной духовной и нравственной брани (войне) с пагубными страстями, в том числе, с наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией и другими «маниями» современности. Вот только несколько часов из жизни одного прихода Русской Православной Церкви в праздничные дни Святок.

 

 

Начинаются они в светлый праздник Рождества Христова. В храме во имя святых Царственных Страстотерпцев при Саратовском государственном университете города Саратова происходит главное праздничное богослужение, - Божественная Литургия. Её совершает настоятель храма - священник Кирилл Краснощёков. В общем деле Причастия святым животворящим Христовым Тайнам участвует большинство прихожан, в том числе почти вся несовершеннолетняя часть прихода.

 


Сергей Иванович Небалуев

В ближайший воскресный день даётся большой рождественский спектакль. Участников и зрителей человек 70-80. Актёры - дети младшей и старшей группы воскресной православной школы. Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель, хореограф, специалисты по костюмам – это всё прихожане, квалифицированные любители или профессионалы педагогики и художественной самодеятельности. Главные зрители – батюшка отец Кирилл, мамы, папы, братья, сестры, старшее поколение, в общем, весь приход, плюс приглашённые. Всех желающих едва вмещает помещение воскресной школы.

Добрые слова прихожанам произносит староста прихода, доцент СГУ Сергей Иванович Небалуев.

Каждый год в Рождество Христово к самым маленьким прихожанам храма приходит Дед Мороз. Приходит он неспроста, и не просто так, по своему хотению. Придти ему благословляется настоятелем храма и позволяется учителями – наставниками воскресной православной школы при храме Оксаной Владимировной и Диной Викторовной.


Оксана Владимировна Гаркавенко

Дина Викторовна Куфтерина
 

Приходит Дед Мороз не один, а со Снегурочкой, и приносит мешок, а иногда и два мешка подарков. Его ждут дети, самым маленьким из которых едва исполнилось годика по четыре. Остальным ребятам по 5-6, до 12 лет и больше. Каждый из них готовится спеть, прочитать стихотворение, показать поделку и рассказать что-нибудь хорошее Деду Морозу.

Готовятся к приходу Деда Мороза прихожане храма – родители, бабушки и дедушки детей. Итого участвует в такой встрече человек под сорок. Когда наступает время Деда Мороза, дети зовут его всё громче и громче. И вот, он уже на пороге с внучкой – Снегурочкой. Дети, особенно малыши, смотрят на него, округлив глаза, - большого, в тулупе, шапке, варежках, с белой седой бородой и такими же локонами волос. Рядом Снегурочка, - добрая, красивая девочка, её дети воспринимают сразу как свою и надеются на её помощь, когда будут выступать и демонстрировать свои таланты.

 

Приводит Деда Мороза и Снегурочку батюшка. И дальше часа на полтора начинается концерт. Мальчишки и девочки по очереди читают стихи, поют, иногда танцуют, просто рас-сказывают, как они слушались родителей и чем-то обрадовали их, или обещают слушаться и возрастать добронравными. Мешки с подарками постепенно пустеют.

Что же объясняют детям, которым по 4-8 и до 12-14 лет, настоятель храма, староста прихода, те, кто входит в приходский совет, учителя детской воскресной православной школы и родители ребят? Вместе с законом Божиим, понятиями о мироздании, разъяснениями сути и смысла человеческой жизни, ребята узнают, что достойный православный христианин, собиратель богоугодных добродетелей не может быть «Иваном, не помнящим родства».

 


Святой благоверный великий князь
Александр Невский

Святой благоверный великий князь
Дмитрий Донской
 

Им говорится об истории страны, в которой они живут, о её духовно- нравственной основе, о любви к своей Родине, в которой они родились, растут, соборно исповедуют Христа. Что им, пока ещё детям, предстоит очень скоро подрасти и не оставить Россию без попечения, благоустройства и военной или правоохранительной защиты. Им напоминаются святые князья, управлявшие Русью и её вооружёнными силами в 20, 24 года, - Александр Невский, Дмитрий Донской и другие, те, кто к 8 годам имели совершенно определённое понятие об ответственности за свой образ жизни, будущее княжества, те, кто готовились воспринять в своё время власть как средство к укреплению державы, и потрудиться во славу Божию.

Дети видят живой пример трезвой, бодрой и осмысленной жизни старших прихожан.

 

Иногда и Деду Морозу удаётся сказать несколько слов о том, что для того, чтобы дети смогли усовершенствовать себя, они сегодня должны запомнить, что употреблять наркотики - это растление, развращение, разрушение личности и итоговая преждевременная смерть человека. Фактически - самоубийство. Дед Мороз никогда не покидает воскресной православной школы без утешения. За труды отец Кирилл благословляет ему подарок. В 2010 году это была книга священника Александра Шантаева «Асина память», в 2011 году книга Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина «Человек не может жить без Бога». В 2012 году Дед Мороз получил книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

Так не без духовной пользы Дедушка Мороз уходит до следующего Нового года, до празднования Рождества Спасителя. Он понимает, что результат антинаркотической профилактики будет самым положительным, если на этот труд есть благословение священства, Божия помощь. Те, на кого эта профилактика направлена, с детства совершенствуют себя, не оставляя церковных таинств, непорочно светясь, словно радостные фонарики, живущим в них образом и подобием Творца.

Перемена ума - Аблязов Э. В., заместитель начальника Управления ФСКН России по Саратовской области