Архиерейское подворье
храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 
при Саратовском государственном университете г. Саратова

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Имена на плитах

В номере 2 (63) журнала «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии» мы рассказывали о судьбах игумении и монахинь Саратовского Крестовоздвиженского монастыря после его закрытия; в этом номере журнала завершающая часть рассказа о судьбах монахинь уничтоженной обители.

Прихожане Казанского храма в Петровске, откликнувшись на наши публикации, сообщили о дальнейшей судьбе монахини Ксении (в миру Ксении Петровны Орловой, иноческое имя предположительно также Ксения), о репрессиях в отношении которой мы писали в наших публикациях. В 1931 году Коллегией ОГПУ по Саратовской области она, в числе 25 бывших насельниц монастыря, была осуждена за антисоветскую агитацию а к трем годам высылки. После отбытия наказания вернулась в Саратов, работала в прачечной. Второй раз была вновь арестована вместе с игуменией Антонией (Заборской) и другими сестрами и 16 июня 1942 года приговором Саратовского областного суда осуждена к лишению свободы на 10 лет с последующим поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего лично принадлежащего имущества.

Дальнейшая судьба сестры Ксении (Орловой) складывалась следующим образом. Спустя три года после приговора, монахиня Ксения с июня 1945 года стала служить алтарницей (следить за порядком в алтаре) в Казанском храме  Петровска. Обстоятельства её освобождения, к сожалению, нам не известны. Храм, закрытый советской властью, в котором размещался военный склад, был возвращен петровским христианам в 1944 году.

Так выяснилось, что сестра Ксения, несмотря на шесть лет в ссылке и в заключении, осталась верна Богу и вернулась к служению в Его храме сразу, когда такая возможность появилась! Известно, что за хорошую работу в 1945 году ко дню Святой Пасхи она была премирована тремя килограммами пшеничной муки, это говорит о том, что помогать храму она стала еще не будучи штатной работницей. Сохранился документ от 28 июня 1947 года, когда Орловой К. П. было выдано из кассы Казанского храма на приобретение монашеской одежды 300 руб. Неоднократно сестра Ксения награждалась денежной премией. Трудилась она в храме вплоть до октября 1959 года, ей было уже 77 лет, когда, вероятно, по состоянию здоровья она покинула алтарь Казанского храма, более о ней информации пока не найдено.

* * *

После изменения государственной политики в отношении Церкви во время войны в стране начали открываться православные храмы. Протоиерей Всеволод Кулешов, вспоминая о открытии кафедрального собора Саратова в 1942 году, сообщал, что помнит «алтарниц из Троицкого собора: монахиню Агнию и монахиню Агриппину. Это были сестры из старого Крестовоздвиженского монастыря». Известно, что с Рождества Христова 1943 года службы совершались и в верхнем, и в нижнем храме собора и в алтарях прислуживали по две монахини. На общей фотографии клира Свято-Троицкого собора, сделанной в пятницу 11 июня 1943 года, помимо архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова) и игумена Бориса (Вика) есть монахини Крестовоздвиженского монастыря, вероятно здесь и сестры Агния и Агриппина.

Владыка Григорий (Чуков) упоминал в своём дневнике соборных монахинь. Запись от 15 ноября 1942 года: 

«...облачать архиерея некому и сегодня, например, я должен был стоять некоторое время на облачальном амвоне, потому что некому было принести облачение и некому облачать. Пришёл уже в полном облачении о. В. Спиридонов и кое-как облачили вместе с одной монахиней, причём с омофором возились порядочное время. Почему не приспособить для иподиаконства двух монахинь, как я предлагал отцу Борису [(Вику)]? Алтарница-монахиня в алтаре одна и занята массою дел, она и за кадилом должна смотреть, и за свечами, и поминанья читать, и просфоры носить, и вследствие этого ни с чем определенно не справляется». Запись от 6 декабря того же года: «Служил вчера и сегодня. С певчими плохо: поют неважно, торопливо, не видно управляющей регентской руки, к тому же пытаются петь нотное, и очень неудачно. Борис, видимо, не хочет огорчать и вооружать против себя монахинь, которых он положил в основу при служении и пении, и от этого неохотно реагирует на моё предложение о хоре». В его записях 1943 года также регулярно упоминаются саратовские монашки. От 23 апреля: «Вчера служил Литургию и вечером 12 Евангелий. Утром со мной служили 4 священника, <…> Иподиаконов утром совсем не было, постояли монахини, и, в общем, удовлетворительно…»

Возрастным священно- и церковнослужителям выплачивалась пенсия от епархиального управления. В годовом отчёте епископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) за 1969 год значится монахиня Агния (в миру Анна Павловна Нарциссова). Её нет в монастырских списках 1917 года. Но как стало известно, благодаря помощи заведующей Саратовским епархиальным архивом Н. Н. Лобановой монахиня Агния (в миру Анна Павловна Нарциссова) (1894 – 6 декабря 1989 г.) была дочерью псаломщика из Переславля-Залесского, и в свое время поступила в общину сестер милосердия «Утоли моя печали» в Лефортово. После ее закрытия с 1920 Анна Нарциссова была послушницей в Крестовоздвиженском женском монастыре г. Саратова вплоть до его закрытия в 1928 году. Как она пишет в автобиографии, хранящейся в личном деле:

«В обители я находилась первое время на послушании в просфорне, а через 3 месяца была одета в рясофор игуменией Антонией, а в [19]28 г. приняла постриг от иеромонаха о. Пантелеимона [в] Крестовой церкви г. Саратова (он всех в обители постригал по приглашению)».

С 1928 по 1934 год она была чтицей, певчей и алтарницей в Митрофаниевском храме Саратова. После его закрытия, при архиепископе Афанасии (Малинине) с 1934 год работала в Свято-Троицком соборе - вплоть до его закрытия. Позже, поскольку в Саратове не осталось ни одной действующей  церкви работала домработницей, в начале войны копала окопы по государственной мобилизации. После открытия в 1942 собора и до выхода на пенсию в 1969 году служила в нём сначала певчей и чтицей, затем алтарницей и ризничей. Скончалась она 6 декабря 1989 года.

* * *

О других насельницах саратовской женской обители нам пока известно  немного. Некоторые инокини и монахини после войны проживали поблизости от Духосошественского собора, переданном епархии в 1948 году и были его прихожанками. Многие упокоились на старом Воскресенском кладбище города Саратова[1]. Территория неподалёку от могил архиепископа Досифея (Протопопова) и епископа Вениамина (Милова) в дореволюционные годы принадлежала женскому Крестовоздвиженскому монастырю. Здесь хоронили сестёр этой обители, но большинство их могил не сохранилось до наших дней — после переворота 1917 года уход за ними постепенно прекратился, и на их местах впоследствии оказались похороненными другие люди. Помимо рядовых монахинь и послушниц на Воскресенском кладбище были похоронены две настоятельницы Крестовоздвиженского монастыря: игумении Магдалина († 19 июня 1852 года) и Смарагда († 17 июля 1892 года), а также устроительница первого в губернии училища для девочек — монахиня Сусанна (Рылеева). О могиле игумении Антонии было рассказано в прошлой нашей статье.

Работа по исследованию Воскресенского некрополя были начаты в 2006 году одним из авторов этой статьи В. Тепловым и историком С. Бондарем в рамках проекта информационно-издательского отдела Саратовской епархии. В 2008–2009 годах Православным похоронным бюро на ряде могил были установлены 29 металлических крестов.

3 августа 2016 года Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином было подписано циркулярное письмо № 876. В нем было дано поручение ряду приходов храмов  Саратова ухаживать за 86-ю местами захоронений священно-, церковнослужителей и нескольких мирян на Воскресенском кладбище Саратова, а священникам — совершать у этих могил богослужения в дни особого общего церковного поминовения усопших.

После того, как саратовские приходы начали регулярно ухаживать за могилами,  благодаря активной исследовательской работе православного исторического общества «Возрождение» (руководитель Е. Лебедев), В. Теплова (авторов этой статьи) и, позднее — Молодежного отдела Саратовской епархии (руководитель священник Кирилл Петрович) было обнаружено дополнительно 16 надгробий монахинь и инокинь. Если не все, то, по крайней мере, большинство из них — насельницы саратовского монастыря:

  • монахиня Руфина, † 21 мая 1872 года, 62 лет от роду, прожив в монастыре 50 лет;
  • инокиня Евстолия, † 3 апреля 1882 года, в возрасте 56 лет, прожив в монастыре 42 года;
  • инокиня Иустина, которая скончалась 29 сентября 1891 года.
  • монахиня Павла, скончавшаяся в 1894 году;
  • инокиня Мария (Григорьева), скончавшаяся 9 февраля 1902 года в возрасте 72 лет;
  • схимонахиня Калерия, от роду ей было 81 год и в обители она прожила 65 лет;
  • монахиня Валерия (Терехина; † 1914);
  • монахиня Евникия (Аржанова), † 1914, в возрасте 58 лет (предположительно);
  • инокиня Мария (Терехина; † 1917);
  • монахиня Магдалина;
  • монахиня Еннафа;
  • монахиня Раиса;
  • монахиня Зинаида;
  • монахиня Алевтина;
  • монахиня Вероника (Фадина), † 4 января 1917 года, 70 лет от роду, прожившая в монастыре 58 лет;
  • монахиня Мариамна (Перфильева), † 19 октября 1920 года в возрасте 68 лет;
  • схимонахиня Аполлинария († сентябрь 1932);
  • инокиня Мария (в миру Мария Романовна Бондарева; 1875–1950), в 1917 году она числилась временно проживающей в монастыре;
  • инокиня Анна и её сестра Мария † 28 марта 1957 года 84 лет от роду;
  • монахиня Александра († март 1961).

Некоторые старые дореволюционные надгробия сейчас лежат на могилах более позднего периода, возможно, что плиты с уничтоженных могил были возложены на реальные могилы других сестер Крестовоздвиженской обители, чтобы сохранить молитвенную память о них.

* * *

Расскажем несколько подробнее о некоторых из упокоившихся на Воскресенском кладбище.

На участке № 1 левее могилы епископа Вениамина (Милова) находится ухоженная могила, увенчанная крестом с табличкой, на которой написано только: «Блаженная инокиня Параскева». По некоторым воспоминаниям это могила насельницы саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря, к которой многие ходили за духовным советом: она отличалась прозорливостью при жизни, и после кончины к её могиле приходят люди. Проживала она недалеко от базара на Сенной площади и была прикована к постели — передвигаться не могла. Есть предположение, что это могила прозорливой саратовской монахини Параскевы, упомянутой в воспоминаниях монахини Досифеи (Вержбловской): общину прозорливицы она посещала в Саратове после войны. Но согласно её воспоминаниям, та монахиня приняла схиму с именем Серафима.

Известно, что в общине блаженной инокини Параскевы жила похороненная недалеко монахиня Параскева (в миру Пелагея Васильевна Козырева) (21.09.1895–24.04.1972), а с ней в свою очередь общалась инокиня Евфимия (в миру Евфимия Тихоновна Королева) (1886 — 8 апреля 1971), чья могила поблизости.

И на том же участке слева от дорожки к могиле епископа Вениамина находится одна из самых известных могил старого саратовского кладбища: на старой табличке  значится «Агафия Суворова 140 лет». Вокруг этого имени еще недавно возникали споры и высказывались нелепые гипотезы о ее родстве с генералиссимусом А. В. Суворовым. По воспоминаниям приснопоминаемого протоиерея Всеволода Кулешова (1928–2019), который неоднократно встречал Агафью Суворову в храме на протяжении всего двух лет, мы предположили, что табличка на могиле соответствует не факту, а ее собственным утверждениям о возрасте и сделали официальный запрос в МКУ «Администрация кладбищ» на год её якобы 140-летия — 1944-й. В официальном ответе от 26 января 2018 года управление сообщило следующее: «Согласно архивным данным книг регистрации захоронений на Воскресенском кладбище за 1944 г. имеется запись от 13 декабря 1944 г. о захоронении Суворовой А. И., возраст 114 лет». Итак, не 140, а «только» 114. Якобы точная дата ее смерти, указанная на одной из находящихся на могиле табличек, также опровергнута МКУ «Администрация кладбищ» (письмо № 454 от 16.10.2016 г.).

Об монахине Венедикте (1870–9.11.1961) вспоминает старая прихожанка Духосошественского храма Саратова Римма Александровна Колотырина: «Мать Пульхерия на Комсомольской жила, собирала всех. У нее жили мать Анна и мать Надежда, а потом еще монахиня Венедикта…» С этой монахиней похоронены вместе схимонахиня Антония (Воронкова) (1.01.1894–31.08.1974) и Александра Кузьминична Горелкина, скончавшаяся 26.09.1971 году, в возрасте 75 лет.

Об монахинях Софии Яковлевне и Марии Игнатьевне (Сулавко) Римма Колотырина вспоминала:

— Здесь, в Духосошественском, были просвирни: мать Мария и мать София, родные сестры. Брат их Петр был священник — его расстреляли, а они из тюрьмы вернулись. Учили меня печь просфоры. Раньше просфоры потаясь пекли: агнец мы пекли всегда в три часа ночи, с молитвой. Фамилия сестер была Сулавко…

Судя по различным отчествам родными сестрами они не были. Сулавко упоминаются в историческом очерке покойного журналиста А. Е. Сабурова, работавшего с уголовным делом игумении Антонии и сестер Крестовоздвиженской обители. По сведениям Алексея Евгеньевича, к этому делу «для вящей убедительности» были приобщены материалы другого, а именно — «дела беглого попа Василия Баннова». Священник Василий Баннов, осужденный в 1940 году, выступал с яркими антибольшевистскими проповедями на подпольных собраниях христиан. Из осторожности матушка Антония не благословляла своих монахинь и послушниц на посещение этих собраний, но были такие, которые ослушались, в их числе — София и Мария Сулавко; они давали приют священнику…

— А знаешь, как они умерли? — продолжает баба Римма, — В один день. София умерла, Мария ее оплакала, обмыла, одела… и сама умерла.

Даты на табличках говорят, что все же не в один день, но, действительно, друг за другом: сестра София умерла 23 апреля 1976 в возрасте 77 лет, сестра Мария — 25 апреля 1976 года, в возрасте 78 лет.

Рядом упокоился иеродиакон Софроний (в миру Спиридон Иванович Обрушников), он родился в 1867 году, иноческий постриг принял в 1902 году. 22 октября 1914 года иеродиакон Сердобской Алексеевской пустыни Софроний был перемещен в Саратовский Спасо-Преображенский монастырь. С 10 февраля по 6 сентября 1917 находился в числе братии Петровского Николаевского монастыря, после чего был возвращен в Саратов. Участвовал в общем собрании братии монастыря, которое отказалось подчиняться обновленцам и обновленческому епископу Николаю (Поздневу), который в своём доносе 24 апреля 1923 года отметил его участие в собрании, подчеркнув, что последнее время иеродиакон Софроний служил в скиту монастыря. Небольшая информация об отце Софронии содержится в воспоминаниях уже упомянутой здесь Риммы Александровны Колотыриной, которая лично знала сестёр разорённой обители:

«Помню другой случай. Идем с базара, смотрим – отец Софроний, иеродиакон, милостыню собирает. Узнали его, стали по людям определять жить. Раньше люди набожные были, сразу видели, кто из заключения, и старались помочь».

Пять последних лет он прожил в семье двоюродной сестры саратовского митрофорного протоиерея Василия Стрелкова в частном домике по адресу: ул. Рахова, 217. Скончался отец Софроний 18 апреля 1952 года, в возрасте 85 лет. Отец Василий предоставил нам для первой публикации фотографию иеродиакона из семейного архива. Сохранился крест, привезенный им из Иерусалима, где он жил и служил некоторое время. В одной ограде с отцом Софронием похоронена другая двоюродная сестра отца Василия Нина Михайловна Лушникова, скончавшаяся 27 апреля 1953 года, в возрасте 11 лет.

* * *

Также на втором участке кладбища похоронены монахиня Еннафа (в миру Евдокия Вилкова) и Феодосия Чекулаева (в девичестве Вилкова), на табличке уже не разобрать дат их кончин. Сестра Еннафа (Вилкова) родилась в 1864 году в крестьянской семье. Была пострижена в монахини в 1915 году, по данным 1917 года — нештатная монахиня. Что касается Феодосии — в клировой ведомости монастыря 1917 года отмечена Феодосия Вилкова, родившаяся в 1889 году, девица из крестьянской семьи, временно проживающая в монастыре. Судя по всему она вышла замуж и сменила фамилию.

Инокиня Екатерина (в миру Екатерина Тимофееевна Шабнова) родилась в 1903 году, в крестьянской семье. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. По некоторым данным служила алтарницей в Троицком соборе. Скончалась 28 мая 1968 года, в возрасте 65 лет.

Не так давно одном старом кресте появилась табличка «монахиня Агния, кормительница голубей». Табличку установили люди, ухаживающие за соседней могилой, которые помнили рассказы о том, кто здесь похоронен. До революции в саратовском монастыре было две Агнии. Первая — монахиня Агния (Евдокия Баландина), родившаяся в 1856 году, девица из крестьянской семьи. Пострижена в монахини в 1915 году, по данным 1917 года — нештатная монахиня. Вторая - Агния Ильина, родившаяся в 1903 году, девица из мещанской семьи. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. Которая из них погребена здесь пока неизвестно.

На памятнике супруге протоиерея Всеволода Васильцева (впоследствии архиепископа Василия) Агафии Даниловны, недавно появилась две новые таблички с именами монахинь Павлы и Антонии, установленные ее внуком Романом.

Инокиня Ольга (в миру Ольга Ивановна Саенко) родилась 24 июля 1890 года в с. Самойловка Саратовской губернии, русская. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. Проживала в г. Саратове, «монашка-лишенка». Арестована 22.02.31 г. ПП ОГПУ по НВК по обвинению в антисоветской агитации среди верующих. 15.05.31 г. постановлением Особого совещания коллегии ОГПУ по НВК приговорена к высылке в Северный край сроком на 3 года. Скончалась 12 июля 1974 года. 21.07.89 г. реабилитирована по Указу ПВС СССР от 16.01.89 г.

 В одной ограде два креста и плиты внизу с именами монахини Серафимы (Кудряшовой) и монахини Александры. Монахиня Серафима (в миру Марфа Петровна Кудряшова) родилась в 1879 году. По данным 1917 года — девица крестьянского звания временно проживающая в монастыре. Согласно архивному уголовному делу № ОФ-26175 она была арестована 22 февраля 1931 года, обвинялась по ст. 58 п. 10 и п. 11 УК РСФСР в том, что после ликвидации в 1928 году женского монастыря занималась антисоветской деятельностью. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 15 мая 1931 года приговорена к выселению на 3 года в Казахстан. Скончалась 26 ноября 1956 года. Реабилитирована 21 июля 1989 года. Монахиня Александра скончалась 27 мая 1916 года.

Об инокине Анастасии (в миру Анастасии Прокофьевны Николаевой) (1885 — 26 июля 1964 года), похороненной рядом со своей матерью Верой Яковлевной Николаевой (1856 — 14 мая 1941 года), нам рассказала их потомок Елена Васильевна Кочерягина. Сестры Анастасия и Мария Николаевы родились в селе Анютино Саратовского уезда (ныне Базарно-Карабулакский район области), у них были ещё сестры Дарья и Татьяна. Инокиня Анастасия родилась в 1885 году, инокиня Мария в 1888-м — девицы крестьянского звания. По данным 1917 года — временно проживающие в монастыре. После закрытия в 1928 году монастыря Мария работала санитаркой в поликлинике, проживала в Саратове в доме 8 по улице Б. Садовая. Там была арестована УНКВД по Саратовской области 27 июля 1938 года. Приговорена Особым совещанием НКВД СССР 1 сентября 1939 года по обвинению в антисоветской агитации к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После освобождения сестры проживали на улице Веселой в Саратове до 1964 года. Анастасия умерла в возрасте 78 лет, Мария после этого уехала в Базарный Карабулак к своей сестре Дарье и там скончалась. Мария реабилитирована 29 августа 1989 года Саратовской областной прокуратурой.

* * *

В 2020 году в рамках грантового проекта «Имя твое через века» приведением в порядок заброшенных могил и очисткой участков на кладбище занимается Молодежный отдел Саратовской епархии совместно с православно-историческим обществом «Возрождение». Можно ожидать, что в связи с этим будут найдены и извлечены из плена забвения новые могилы саратовских монахинь, священников и мирян. Мы надеемся, что такое важное для общества общее дело найдёт отклик у жителей нашего города, и они пожертвуют толикой своего времени, чтобы помочь в его реализации.

В 2018 году нами был создан синодик сестер Крестовоздвиженского монастыря Саратова XX века и тех, чьи могилы сохранились на Воскресенском кладбище, он передан в Свято-Алексиевский женский монастырь для поминовения.

Имена на ржавеющих табличках, имена на каменных плитах... Сейчас мы, зачастую, можем видеть только эти вещественные следы прожитых жизней. Жизней тех, кто всё же уцелел в мясорубке безбожного террора, потому что могил не уцелевших, а сгинувших в нём, зачастую, просто нет. Последним сёстрам Крестовоздвиженского монастыря выпало не тихое и безмолвное житие в стенах древней обители, а свидетельство о Христе посреди мира, причём мира открыто враждебного. Перенося и пытки, и тяготы, и наветы, скитаясь, они смиренно хранили свое сочетание Христу, терпеливо — непрекращающимся трудом и горячей молитвой продолжая служение Подвигоположнику.

Валерий Теплов, Евгений Лебедев

Источники:

  • Клировая ведомость о монашествующих, послушницах и временно проживающих лицах Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря за 1917 года. Государственный архив Саратовской области. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8831;
  • Юрьев В. История Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря. Саратов, 1902;
  • Александрова-Чукова Л. К. Молитва за Победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника. Журнал «Православие и современность» № 14 (30);
  • Бирюкова М. Баба Римма — из скрытых набожных. Газета «Православная вера» № 17 (493).

Подписи:

  • tl01 — Запись о выдаче денег на приобретение монашеского облачения Ксении (Орловой) от 28 июня 1947 года.
  • tl02 — Монахиня Ксения (Орлова)
  • tl03 — Общая фотография клира Свято-Троицкого собора, сделанной в пятницу 11 июня 1943 года. Фото из частного архива Л. К. Александровой-Чуковой.
  • tl04 — Могила блаженной инокини Параскевы и инокини Марии (Григорьевой), фото 2006 года
  • tl05 — Могила Агафии Ильиничны Суворовой
  • tl06 — Могила Николаевых
  • tl07 — Семья Николаевых, отец Прокопий, дочери Анастасия, Мария и Дарья.
  • tl08 — Плита монахини Руфины
  • tl09 — Могила инокини Анны и её сестра Марии, фото 2006 года
  • tl10 — Могилы монахини Серафимы (Кудряшовой) и монахини Александры
  • tl10_ — Монахиня Серафима (Кудряшова). Фото из следственного дела
  • tl11 — С. Л. Волковский, будущий протоиерей
  • tl12 — Панихиду на могиле протоиерея Сергия Волковского совершает настоятель храма Воскресения Христова на Воскресенском кладбище Саратова протоиерей Александр Домовитов, 6 октября 2019 года.
  • tl13 — Могила протоиерея Михаила Протассова
  • tl14 — Фото на могиле священника Михаила Алеференко.
  • tl15 — Иеродиакон Софроний (Обрушников). Первая публикация, фото из частного архива протоиерея Василия Стрелкова
  • tl16 — Плита схимонахини Калерии
  • tl17 — Могила сестер Сулавко
  • tl18 — Плита монахини Вероники (Фадиной)
  • tl19 — Могила монахини Параскевы (Козыревой)
  • tl20 — Плита монахини Магдалины
  • tl21 — Могила монахини Агнии
  • tl22 — Могила инокини Ольги

 

[1] Кладбище это пришло на смену старому Ильинскому кладбищу и было открыто в 1836 году. 7 мая 1844 года здесь была освящена Воскресенская церковь, по имени которой стало именоваться и само кладбище. В советские годы трехпрестольный храм закрыли и затем сломали, на его месте был возведён мемориал Н. Г. Чернышевского. Само кладбище было закрыто в 1977 году, то есть функционировало оно 141 год.