Архиерейское подворье
храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 
при Саратовском государственном университете г. Саратова

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата

 

София Китанина, ученица 6 класса Свято-Покровской классической гимназии города Саратова

1. История православного храма

Село Михайловка расположено недалеко от города Саратова. В селе Михайловка (другое название — Устиновка) стараниями статского советника и кавалера Михаила Андреевича Устинова был построен большой каменный храм. Постройка была завершена в 1825 году. В храме было два престола: во имя Архистратига Божия Михаила и во имя святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В штате  храма состояли священник и псаломщик, для которых были построены церковные дома. При храме была устроена школа. Приход был дружный и село крепло и богатело с каждым годом.

 храм села Михайловки Саратовского района

Но  наступили лихие времена и власть в стране захватили большевики, которые поставили перед собой задачу уничтожить православную Веру в народе. 20 лет сельчане противостояли безбожным властям и боролись за свой храм как могли.

По сведениям местной жительницы, Валентины Михайловны Лёвушкиной, храм закрыли в 1937 году, а священника, Николая Васильевича Перова, увезли в неизвестном направлении. Оставшееся церковное имущество, включая ризу священника, разрешили взять жителям села.  Потом большую икону Трёх святителей родители В.М. Лёвушкиной, Анна Денисовна Белоголовцева и Николай Иванович Исайчев, увидели на мельнице, она покрывала мучной ларь. Они выкупили её у заведующего мельницей и отвезли в Саратов, в Духосошественскую церковь, одну из двух незакрытых в то время церквей Саратова. А в Михайловской церкви устроили склад, и однажды там вспыхнул пожар, уничтоживший иконостас и практически всю роспись на стенах. Храм постепенно разрушался и ветшал.

В 1991 году в Михайловке был вновь зарегистрирован Православный приход.

 Купол храма

Возрождение храма началось лишь весной 2007 года, когда стараниями  главы Саратовского района Анатолия Зотова, который выступил в роли организатора  строительства, началась реконструкция церкви. Его усилиями была собрана необходимая сумма (примерно 18 миллионов рублей) на реконструкцию. В этом богоугодном деле принял участие директор фонда «Православие и современность», депутат Саратовской областной думы Сергей Курихин и еще нескольких неравнодушных представителей местного бизнеса. При этом из бюджета района не было потрачено ни копейки. Из всех храмов, действовавших ранее на территории Саратовского уезда, это  одно из немногих уцелевших культовых зданий. Несмотря на большую степень разрушения, был восстановлен первоначальный архитектурный облик храма. Реконструкцию здания вела строительная фирма «Стройвек». Глава района Александр Зотов за успешные труды был награжден высокой церковной наградой — орденом преподобного Сергия Радонежского.

 Элементы купола и крест

19 июля 2009 года благочинный Саратовского округа протоиерей Владимир Пархоменко совершил чин освящения колоколов для храма. 

В 2011 году основная часть ремонтно-восстановительных работ была завершена; облагорожена территория вокруг храма. 

Чин Великого  освящения храма  был совершен 1 ноября 2011 года  митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Петропавловского благочиннического округа игумен Нектарий (Морозов), протоиерей Владимир Пархоменко и настоятель храма священник Владимир Гаврилов. После освящения была совершена первая Божественная литургия в восстановленном храме.

 митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

 В храме один  престол: во имя Святого Архангела Михаила. Богослужения происходят  по воскресным и праздничным дням, литургия в 9.00, вечернее богослужение накануне в 15.00. 

 Храм

Недалеко от храма располагается святой источник Архистратига Божия Михаила, который посещается многочисленными паломниками. Еженедельно, по воскресеньям, на источнике Архангела Михаила совершается водосвятный молебен.

 Святой источник Архангела Михаила в Ивановке

 

Сведения о священниках служивших в храме

Пока не известно, кто был первым священником в приходе, но из епархиального  журнала следует, что в 1867 году умер священник села Михайловки Андрей Малов. На его место заступил служить Николай Яковлевич Залетов, который прослужил в храме ровно 50 лет.  Он окончил Саратовскую духовную семинарию по первому разряду.  Как следует из клировой ведомости села Михайловки за 1910 год, прихожане очень любили своего батюшку и он отвечал им тем же. Батюшка Николай  был награжден многими церковными наградами, стал протоиереем и отошел ко Господу 9 января 1914 года.

На его место заступил служить иерей Дмитрий Васильевич Шанский,  перемещенный  из села Озерок Аткарского уезда в начале 1914 года. Батюшка Дмитрий принадлежал  к  большой священнической династии священников Шанских. Его родной брат – протоиерей Андрей Шанский, был секретарем у епископа Гермогена и был расстрелян властями в 1919 году в Саратове. В 1923 году о. Дмитрий служит в церкви села Увек Саратовского уезда и находится под следствием.

Четвертым священником был Николай Васильевич Перов,   служивший в храме с 1918 года. Родился он в  1889 году в селе Большая Князевка  Аткарского уезда Саратовской области и происходил из семьи священника. Имел брата Александра Васильевича, который был также священником. Николай Перов окончил Саратовскую духовную семинарию по второму разряду.

Семья священника Николая Васильевича Перова

Изменения, произошедшие после Октябрьского переворота в отношении Церкви,  незамедлительно коснулись и семьи Перовых. Первый раз о. Николай был арестован в 1918 году, когда он служил в селе Невежкино Аткарского уезда Саратовской области. Информация об аресте о. Николая содержится в фондах Саратовского архива. Прося освободить батюшку, прихожане записали в протоколе экстренного собрания жителей села Невежкино: "…Население им довольно, и контрреволюционного он ничего не учинял...". Поддержал о. Николая сельский сход соседнего села – волостного центра Большие Копёны, а епархиальное собрание послало в ревтрибунал подписанную епископом Германом Косолаповым просьбу об освобождении священника. В результате о. Николая сначала освободили из-под стражи, но потом опять арестовали. О его освобождении ходатайствовал епископ Досифей (Протопопов) 17.07.1918 года. В итоге священник Перов был отпущен на свободу, подписав в Аткарской ЧК обязательство выехать из села Невежкино. Ревтрибунал не довел дело до суда, но и не прекратил его официально. Поэтому на прежнее место своего служения он не вернулся и его брат отец Александр возглавил осиротевший приход. А о. Николая перевели в церковь села Михайловки. Прихожане с большой теплотой вспоминали  о своем батюшке, который отдавал много сил для сохранения прихода в это непростое время. Храм закрыли в 1937 году, а священника увезли в неизвестном направлении. О его судьбе за несколько лет после ареста пока нет сведений.

О. Николая арестовали еще раз 25.09.1938 года (4 отделом УГВ УНКВД) на момент ареста он  проживал с семьей  в городе Сталинграде и служил  священником в Казанском Кафедральном соборе города Сталинграда. Есть общее фото за этот период, где он сфотографирован  с супругой, с детьми и с братьями.

Ему было предъявлено обвинение в проведении антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности (ст. 58/10 ч.2 и п.11.УК РСФСР). В доме о. Николая был проведен обыск. При обыске изъяты следующие вещи: часы карманные, ткани - 23 вида, койка, ботинки, пиджаки, хромовые сапоги, ложки чайные серебряные. Всего на сумму 2210 рублей. Все это было изъято в пользу государства.

На допросах 16.09.1938 и 25.09.1938 года вину о. Николай свою не признал: «Виновным себя в участии в контрреволюционной группе церковников не признаю. <…> Повторяю, что участие в контрреволюционной группе церковников не имел и антисоветскую деятельность я не проводил». Одним из критериев рассмотрения материалов о новомучениках (для их последующей канонизации) является безупречность поведения на следствии, чтобы человек не оговорил ни себя, ни других. Себя – потому что в данном случае он оговаривает себя как члена Православной Церкви в несуществующей антигосударственной деятельности; других, так как он дает для следствия повод в их обвинении. Хочется отметить, что во время допроса батюшка отвечал на вопросы следователя четко и обстоятельно, но не приводил фамилий третьих лиц.

В обвинительном заключении 4 отдела УГБ УНКВД по Сталинградской области касательно обвиняемого Перова Николая Васильевича сказано: «… группировал вокруг себя религиозников, проводил антисоветскую и пораженческую агитацию и контрреволюционные клеветнические настроения против проводимых мероприятий ВКП/б/и Советской власти…».

Дело 03.10.1938 года направлено 4 отделом УГБ УНКВД на рассмотрение Особым Совещанием при НКВД СССР. Постановление Особого Совещания при НКВД СССР 14.10.1938 года – «…заключить Перова Николая Васильевича в ИТЛ сроком на 5 лет…», хотя вину свою он не признал.

 О.Николай немного не дожил до дня своего освобождения, он умер 28.02.1942 года в Онеглагере НКВД. В деле имеется извещение от 07.03.1942 года «об убытии Перова Николая Васильевича, в связи со смертью, которая наступила 28.02.1942 года».

Реабилитирован Перов Н.В. постановлением Сталинградского облсуда 20.12.1968 года.

Восстановление храма совершалось  в то время, когда в нем служил священником  Владимир Гаврилов.  

Родился о.Владимир 11 января 1952 года в селе Березовка Марксовского района Саратовской области в семье крестьян. Отслужил  в армии, после демобилизации работал на Саратовском авиационном заводе. С 1994 по 1998 гг. обучался в Саратовской духовной семинарии. Занимал должности помощника эконома Саратовского епархиального управления, помощника проректора СПДС по воспитательной работе,  помощника секретаря Саратовского епархиального управления. Служил во многих храмах Саратовской епархии. В Михайловском храме  о. Владимир  потрудился с 2006 по 2011 год. Прихожанам храма он запомнился добротой и отзывчивостью. Он стремился помочь каждому человеку, который к нему обращался за помощью. Именно в этот период по молитвам священника и прихожан произошло восстановление храма. С ноября 2011 года о. Владимир был назначен священником храма святителя и чудотворца Николая на Елшанском кладбище г. Саратова. Иерей Владимир Гаврилов умер 12 марта 2013 года. Отпевание его состоялось 14 марта  в Казанском храме города Саратова.

Список используемых источников и литературы

          Неопубликованные:

  1. Воспоминания семьи Краюшкиных (Перовых).
  2. Документы и фотографии, сохраненные Краюшкиными.
  3. Документы и фотографии семьи Китаниных.
  4. Клировая ведомость Михаило-Архангельской церкви Саратовского уезда за 1910 год. ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6636. Л. 2 об. - 3.
  5. Клировая ведомость Михаило-Архангельской церкви Саратовского уезда за 1918 год. ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8456. Л. 2 об. - 3.
  6. Государственный архив Саратовской области.  ГАСО. Ф. Р-507. Оп. 2. Д. 98.

    Опубликованные:
  7. «Саратовские епархиальные ведомости», 1865 – 1918 г.
  8. Михайловка. Церковь Михаила Архангела
  9. Храм Архангела Михаила в селе Михайловка - Сад Сервье 
  10. Храм Архангела Михаила с. Михайловка Саратовского района
  11. Михайловка: страницы прошлого