Архиерейское подворье
храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 
при Саратовском государственном университете г. Саратова

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Ираида Лежнина «Из рода Лебедевых» //Газета «Православная вера» № 1 (501)

 

Мы уже неоднократно писали на страницах нашей газеты о деятельности общества «Возрождение», члены которого собирают материалы о священнослужителях и мирянах, пострадавших в годы гонений. Сегодня у наших читателей есть возможность познакомиться с историческим очерком Ираиды Лежниной, жительницы Волгограда, посвященным ее родственникам из священнического рода Лебедевых, в частности — судьбе священника Николая Платоновича Лебедева.

Село Громки

Казанский храм села УрусовоКолыбелью предков священника Николая Лебедева было село Громки Камышинского уезда Саратовской губернии. Оно окружено холмами, которые некогда изобиловали родниками. Вода, текущая из ключей, переливаясь через камешки, издавала громкий звук — отсюда и появилось название Громки (Громошок). Первоначально село называлось Сергиевским — по церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Однако в сохранившихся документах от 1783 года оно именуется Громками.

Исконными жителями Громков были вольные люди, бежавшие на южные рубежи России в поисках свободной жизни. Постепенно новые земли осваивались государственными крестьянами из соседних губерний и Малороссии (Украины). Здесь были богатые дичью леса, рыбой — реки. Земли приносили богатый урожай, да и трудолюбия, упорства и талантов людям было не занимать. Переселенцы из села Камешкирь Кузнецкого уезда Саратовской губернии дали, к примеру, начало развитию гончарного, колесного и других ремесел.

Много в селе было экономических крестьян (эта категория государственных крестьян, возникшая после изъятия в 1764 году монастырских и церковных земель, которая включала бывших монастырских и церковных крестьян). По 8 ревизии «апреля 2 дня 1835 года» в селе Громки числилось экономических крестьян «мужского пола» — 809 человек, «женского пола» — 868 человек.

Село Громки относилось к Лопуховскому волостному правлению. Земли сегодняшнего Руднянского района находились во владении князей Четвертинских и Нарышкиных.

«Рясы у попов хорошие…»

Первое сохранившееся упоминание о Сергиевской церкви (молельном доме) в ведомости Духовного правления относится к 1768 году. В деле архива о построении и освящении церквей за 1773 год числится, что церковь в Громках освящена в 1772 году. В рапорте благочинного священника села Бурлук Камышинского уезда Василия Мельцанского о состоянии церквей благочиния за 1839 год сообщается: «…В селе Громки церковь строится. …крыша не течет… Рясы у попов хорошие».

В справочной книге Саратовской епархии за 1912 год записано: в селе Громки Троицкая (Сергиевская) церковь каменная с таковою же колокольнею построена тщанием прихожан в 1846 году. Она двухпрестольная: главный — во имя Живоначальной Троицы и придел — во имя преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Распространена церковь была в 1872 году. При церкви работала церковно­приходская школа.

После октябрьского переворота Троицкая церковь была закрыта в 1929 году и передана под клуб. Позже было принято решение церковь использовать для ссыпки влажного хлеба. А в 1935 году церковь разрушили. Остались только камни основания фундамента.

Первыми церковнослужителями в селе Громки были Лебедевы — их дети, внуки и правнуки, получив образование в духовных училищах и семинариях, разлетелись по уездам Саратовской губернии. Однако священнический подвиг был не оценен потомками — 12 человек из рода было репрессировано в период с 1922 по 1937 год. Из них шестеро были расстреляны.

Династия Лебедевых

Основателем династии Лебедевых был Еремей Григорьевич (1780 г.?р.) — диакон Громковской Сергиевской церкви. Его семья — супруга Марфа Герасимовна (1781 г.р.) и дети: Мария (1796 г.р.), Максим (1798 г.р.), Платон (1807 г.р.), Степан (1813 г.р.), Елена (1815 г.р.) и Иван (ок. 1816 г.?р.). Максим и Иван служили диаконами при Сергиевской церкви села Громки, а Платон — псаломщиком при Казанской церкви слободы Елань Аткарского уезда.

В 1828 году в Казанской церкви слободы Елани было совершено Таинство бракосочетания Платона Еремеевича Лебедева и девицы Пелагеи, дочери пономаря Михаила Андреевича Семихатова. У них родились дети Мария (1829 г.р.), Андрей (1830 г.р.), Ольга (1834 г.р.), Евпраксия (1836 г.р.), Иван (1838 г.р.), Николай (1841 г.р.).

В год рождения Николая умер его отец, Платон Еремеевич. Семья осталась без кормильца. Николай поступил на учебу в духовное училище, затем в семинарию. Во время учебы он проявил рвение и упорство, несмотря на то что приходилось ему несладко.

Семинарию Николай окончил в 1864 году и начал служить псаломщиком в саратовском Александро­Невском кафедральном соборе. Женился на дочери диакона Иоанно­Предтеченской церкви города Саратова Евдокии Ивановне Митякиной. У них родились дети: Николай (1870 г.р.), Алексей (1873 г.р.), Владимир (1879 г.р.), Михаил (1881 г.р.), Нина (1884 г.р.), Надежда (1886 г.р.), Ольга (1889 г.р.). В 1865 году Николай Платонович был рукоположен во священника и получил назначение в церковь во имя святого благоверного князя Всеволода Псковского села Никольское Петровского уезда. Церковь была деревянная, с колокольней; построена в 1860 году.

В 1868 году отец Николай был переведен в Дмитриевскую церковь села Даниловка Петровского уезда старшим священником. В декабре 1874 года его по его же прошению переместили на служение в Николаевскую церковь села Гуселка Камышинского уезда. Отец Николай прослужил здесь до 1877 года, до перевода в Покровскую церковь села Поповка Саратовского уезда.

В 1880 году священник Николай Платонович Лебедев оказался в Казанской церкви села Урусово, где прослужил в качестве настоятеля в течение 25 лет. Храм здесь был каменный, с колокольней. Построен тщанием помещицы графини Лаваль в 1842 году. Престолов было три: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах — во имя святого пророка Иоанна Предтечи и во имя святой великомученицы царицы Александры Римской, супруги императора Диоклетиана.

1900-й год ознаменовался 35?летием служения в сане священника Николая Лебедева.

Чествование состоялось в день святого великомученика и целителя Пантелеимона, 27 июля. К началу Божественной литургии в село Урусово прибыли товарищи отца Николая: отец Виктор Поляков из Балашова, отец Павел Финансов из села Соколки и отец Иоанн Невзоров из села Голицино Сердобского уезда с диаконом Иаковом Поликарповым. Также были князь и княгиня Гагарины с детьми, местная интеллигенция, прихожане, много пришлого народа из соседних сел и деревень. Урусовский храм, несмотря на свои большие размеры, не мог вместить всех желающих — молящимся пришлось стоять и в ограде. Две иконы Казанской Божией Матери подарили юбиляру прихожане и родственники. Было получено много писем и телеграмм от знакомых и родных. Празднование прошло в теплой, доброй обстановке…

На рубеже эпох

Ираида Лежнина, правнучка священника Николая ЛебедеваСвященник Николай Платонович Лебедев участвовал в строительстве Михаило­Архангельского храма в городе Сердобске. С 1895 по 1905 год он входил в состав совета по строительству. В 1905 году его по прошению перевели служить в этот храм, а затем в Казанскую Заречную церковь, где он прослужил недолго и по нездоровью ушел за штат в 1906 году.

За свою долголетнюю службу отец Лебедев получил много наград по гражданскому и духовному ведомству. Среди них — наперсный крест, орден святой Анны 3-й степени.

В 1908 году священник Николай Лебедев умер от апоплексического удара. Трое его сыновей служили священниками, а дочери, окончив Саратовское епархиальное женское училище, работали учительницами в школах.

Храм в селе Урусово сохранился до наших дней. В советское время его использовали под разные нужды. Относились к святыне варварски, но, несмотря на это, он выстоял и гордо возвышается в центре села. Сегодня община пытается воссоздать храм в былом виде.