Архиерейское подворье
храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 
при Саратовском государственном университете г. Саратова

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина 
Русская Православная Церковь Московского Патриархата

                                     Помянух дни древния: поучихся во всех делех Твоих…(Пс. 142)

 

Мой поздний интерес к жизни и судьбе деда,  которого никогда не знал, и его родственников сам не могу до конца понять. В молодости мы ведь не задаёмся вопросами: «Кто мы?», «Откуда мы?». Здесь, видимо, наличествует и желание узнать жизнь ближайшего предка, и чтобы о нём помнили и знали дети-внуки, и мой пожилой возраст, когда начинаешь чувствовать свою связь с жизнью предков, и что-то ещё. Говорил же Пушкин: «Два чувства дивно близки нам./ В них обретает сердце пищу/ Любовь к родному пепелищу/ Любовь к отеческим гробам».

Наряду с  реальными фактами из  жизни деда меня интересовала    судьба других его родственников Поляковых. Пришлось работать в архивах и Саратова, и Пензы. После  1917 года по новому административному делению к соседней Пензе отошли два саратовских уезда Кузнецкий и Сердобский. И архивные фонды этих уездов оказались в областном архиве другого города. А как я потом выяснил, в этих уездах также жили и служили Поляковы.

Во многих церковных документах не прописаны отчества – только имена и фамилии. Это доставляло дополнительно немалые трудности в поисках родственных связей. Приходилось сопоставлять различные факты, годы и документы.

И здесь не могу не рассказать об одном удивительном знакомстве. В читальном зале областного архива наши места случайно оказались рядом с человеком,  которого звали Лебедев Евгений Леонидович. И вот получилось, что он приходится правнуком священнику Покровской церкви села Поповка в Саратовском уезде. Священника звали Александром Павловичем Лебедевым, который не только хорошо знал деда, но был дружен с ним, венчал в браке и крестил его детей. Такое стечение случайных событий мой новый знакомый назвал «настоящим чудом». Всё-таки удивительные совпадения иногда преподносит нам общение.

 К началу работы в архивах я ничего не знал о своих родных и крайне мало о деде Григории Кирилловиче. И уж совсем не надеялся «увидеть» моего прапрадеда. Им оказался Лаврентий Яковлевич Поляков – пономарь из Сердобского уезда. Получается, что мой далёкий предок родился ещё во времена царствования Екатерины Великой в конце ХVIII века.                           

Итак, привожу сведения только о четырёх Поляковых из нашей родословной. Все они из духовного сословия.      

 Поляков Лаврентий Яковлевич (1792—1848г.)

Старшего в нашей родословной, т.е. моего прапрадеда, удалось найти в «Исповедальной ведомости для лиц духовного звания и членов их семей, исповедовавшихся и причастившихся у духовника-священника Новопавловского за 1841 год» (ГАСО, Ф.135 оп.1, Д.№943, 1841г.). На исповеди были «пономарь Лаврентий Яковлев Поляков 53 лет от рождения, жена его Наталья Яковлева 47 лет от рождения».

«Священник и духовник Поликарп Васильев Никольский руку приложил». К сожалению, их дети не присутствовали на исповеди.

Позже в  ГАСО мне удалось найти документ 7 ревизии (Ф.28, оп.1, №258, 1815г.). Из  «Ревизской сказки 1816 генваря дня» я узнал, что стихарный пономарь Лаврентий Яковлев переведён на место умершего отца пономаря Якова Васильева в 1813г., ему 19 лет. Мой прямой предок переведён в с. Вертуновку в 1813 году на место умершего отца тоже пономаря Якова Васильевича, что ранее он был награждён стихарём. Как и все служители церкви,  освобождён от подушного налога.

Церковь в селе Вертуновка Сердобский уезд

Церковь в селе Вертуновка Сердобский уезд

 Обращает на себя внимание отсутствие здесь фамилий.  Дело в том, что духовенство в России в массовом порядке «начало получать фамилии лишь в конце ХVIII -- первой половине ХIХ века» и наша фамилия, видимо, «связана с этническим происхождением» кого-то из предков («Моя родословная», Лениздат 2007»).    

В архиве г. Пензы удалось узнать имена и даты рождения шестерых  детей Лаврентия Яковлевича. Кроме Кирилла Лаврентьевича и Емельяна Лаврентьевича  о других его детях мало что известно. Примерно в 1820 – 1822г. в Метрических книгах с. Вертуновки Сердобского уезда  появились записи - пономарь Лаврентий Поляков (Государственный архив Пензенской области,  ГАПО, Ф.182, оп.11. Д№8, 1822г.). Это первый носитель нашей фамилии. 

 В Метрической книге Никольской церкви села Вертуновки  за 1848 г.   нашёл запись об умершей 12 июля жене пономаря Лаврентия Яковлевича Полякова Наталии Яковлевны 53 лет от «холерной болезни», а уже 3 сентября того же 1848 года умер от «натуральной болезни» и сам Лаврентий Яковлевич 56 лет (Ф.182, оп.11, №99, 1848г.). Далее здесь же в итогах за 1848 год читаю, что в Вертуновке умерло от «холерной болезни» за год 67 человек, от «натуральной болезни» – 65 человек. Вероятно, под «натуральной болезнью» надо понимать естественную смерть от старости.

Поляков Кирилл Лаврентьевич (1830 – 1887)

Отец моего деда, т.е. мой прадед, родился 1 февраля 1830 года в с. Вертуновка Сердобского уезда в многодетной семье пономаря Лаврентия Яковлевича Полякова, мать – Наталия Яковлевна (Ф.182,оп.11, д.№18, 1830).

 Я поначалу считал, что он не имел специального духовного образования и в 17 лет стал служить пономарём в с. Елань Сердобского уезда (Ф.182, оп.11, д.№91,1847г.). Подпись пономаря Кирилла Полякова видел в церковных Метрических книгах с. Елань с 1847 по 1856г. (Ф.182, оп.11, д.№144, 1856г.). Хочу  отметить, что  юноша продолжал служение в с. Елань и в страшном 1848г., когда в селе за три летних месяца умерло от холеры 226 человек (Метрическая книга Казанской церкви с.Елань Сердобского уезда, Ф.182, оп.1, д.№96, 1848г.). А в с. Вертуновка  того же уезда в июле 1848г. от холеры, как сказано выше, умерла его мать.

После многих и долгих поисков неожиданно нашёл несколько документов о его образовании.  Удалось найти и Свидетельство №419 об окончании уездного духовного училища  в г. Петровске  (ГАСО, Ф.12, оп.1, №1786, 1844г.) После оценок «хорошо» по ряду предметов и «порядочно» по арифметике и нотному пению  написано: «В продолжнии учения имел способности хорошие, прилежания неслабые, показывал поведение благонравное» и признан способным к продолжению учения в Саратовской семинарии. В чём и даётся ему Полякову сие Свидетельство за «надлежащим подписом» с приложением училищной печати 1844г. июля 16 дня.

 Нашлось так же «Дело о принятии учеников семинарии на казённое содержание по бедности и сиротству, об отказе в оном и о выдаче ученикам семинарии деньгами нуждающимся» (Ф.12, оп.1, д.№1794, 1844г.). Дело содержало просьбу нескольких десятков учеников о переводе их на полуказённое содержание и обращение правления семинарии по этому вопросу к Епископу, а также другие документы.

«Прошение» 14-летнего выпускника духовного училища Кирилла Полякова написано хорошим взрослым почерком довольно грамотно, правда, некоторые слова написаны слитно с предлогами, союзами и другими словами, да и согласования в  некоторых предложениях, а также пунктуация иногда странные. Ведь документу почти 170 лет.

Покорнейшее Прошение

«Ученика Семинарии, низшаго отделения 1-ой половины Кирилла Полякова

    Покорнейшее Прошение

Я, нижайший, обучался в Петровском училище и по бедности своего родителя пользовался полуказённым содержанием, ибо родитель мой, находясь, уже в преклонных летах имеет у себя семейство из 9 человек состоящее; из коих живёт три сына, двое находятся в Семинарии и один в училище; один пользуется полуказённым иждивением, а двое родительским. Почему нахожу себя вынужденным утруждать Семинарское Правление, включить меня в число полуказённых учеников; через это надеюсь, лучшее средство продолжать науки, и внести облегчение отца находящегося при крайней бедности. На что буду ожидать Вашего миластевейшего  решения.

К сему Прошению вышеозначенный ученик  Кирилл Поляков руку приложил 1844 года Сентября   дня».           

Надо сказать, в те годы шестилетний срок обучения в семинарии делился на три части. Эти части назывались нижнее, среднее и верхнее отделения, в каждом обучение два года. В первом отделении изучалось священное писание, словесность, латинский и греческий языки, история, православное исповедание, алгебра и геометрия. Писали сочинения на русском и латинском языках. В среднем отделении ученики изучали философию, логику и психологию, библейскую историю, толковательное богословие, математику, читали латинских писателей. В высшем отделении давались знания богословия, церковных законов, канонического права, гомилетики (церковное красноречие), истории российской церкви и православия. Обязательны были также сочинения на русском и латинском языках.

Итак,  мой прадед после обучения в духовном училище поступил в Саратовскую семинарию, которую закончить не удалось. В рукописном Свидетельстве  №962  рис. 1  (Ф.12, оп.1, №2030. 1846г.) приводятся оценки: словесность - «недостаточно», всеобщая история и православное исповедание – «нехудо», алгебра -- «слабо», латинскому и греческому языкам – «недостаточно».  При способностях «недостаточных», прилежании «довольно хорошем» и поведении «хорошем».  Далее говорится о физическом состоянии Кирилла Полякова: « В падучей болезни незамечен, не было заметных уродств, калечеств и недостатков телесных неимеющий. Ныне на проведённом правлением семинарии испытаний найден  по безуспешости не способным к продолжению учения, почему на основании устава семинарии с сим Свидетельством исключён в епархиальное ведомство июля 17 дня 1846 года». А уже 20 июля 1846г. в семинарию поступило прошение из консистории за №109 «доставить подлинник свидетельства исключённого ученика Кирилла Полякова для представления оного к Его Преосвященству». И Кирилл стал служить пономарём.

 В Метрических церковных книгах  разных лет по подписям под обрядами я искал своего прадеда, чтобы  установить годы и места служения, а также даты рождения его детей. Итак, в 1847—1856г. – пономарь в с.Елань, в 1857 --1863г.— дьячок, в 1864—1885 годах—дьякон и дьякон-псаломщик в с. Макарово.

Усадьба села Елань Саратовской области

 (ГАСО, Ф.637,оп.1, №685, 1964г. и Ф.637, оп.2, №489, 1885г.) В 1886 - 1887 годах – дьякон в с. Кулясово Кузнецкого уезда (Ф.182, оп.10, №254, 1887г.). В духовных учебных заведения учились все его 5 сыновей.  В семье прадеда  были ещё и две дочери.

 Умер Кирилл Лаврентьевич 9 февраля 1887 года от чахотки будучи в штатной должности дьякона с. Кулясова Кузнецкого уезда в возрасте 57 лет (СЕВ, №8, 1мая 1887г. и Ф.182, оп.10, №254, 1887г.).

 Поляков Михаил Иванович

Родился племянник деда в с. Белый Ключ Саратовского узда 22 июня 1887г. (Ф.637, оп.2, №652, 1887г.). «Сын священника с. Бел. Ключ Ивана Емельянова Полякова и законной жены его Евгении Павловой». В восприемниках была бабушка, т.е. мать  отца Ксения Захаровна Полякова.

В августе 1905г. окончил Балашовское духовное училище, (СЕВ  №20, 17 июля 1905г.), а в июне 1914г. по второму разряду Саратовскую духовную семинарию при отличном поведении (Рис.2,3). Обратил внимание на запись в Свидетельстве об окончании семинарии: «В случае  непоступления на службу по духовному ведомству или на учебную службу в народных школах обязан возвратить сумму, употреблённую на его содержание в семинарии в количестве 663 руб.» (Ф.12, оп.1, №7616, 1914г.).

 А потом отыскал решение консистории (Ф.135, оп.1, №7404, 1914г.)  по прошению воспитанника Саратовской духовной семинарии о предоставлении вакантной должности священника в Троицкой церкви села с. Чарнобулак Вольского уезда. Как я узнал «в означенной церкви пахотной земли 31 дес. Дома для притча имеются, прихожан обоего пола 2140 душ». В решении приводится  также выпись из Метрической книги Александра-Невского Собора в Саратове о браке 27 октября 1914г. Жених--Михаил Иванов Поляков, 27 лет, первым браком. Невеста -- дочь иподьякона Саратовского Александра-Невского Собора  Клавдия Иванова Магнусова, 17 лет, первым браком. В качестве поручителей на венчании были по жениху Почётный гражданин Иван Иванович Поляков, а по невесте  потомственный Почётный граждан Николай Васильевич Поляков (родной и двоюродный братья Михаила Ивановича).

 «Назначенный во священника Михаил Поляков в церкви Саратовского Духовного училища  1914 г. ноября 8 дня рукоположен в сан диакона». Затем дьякон Михаил Поляков в Успенской Крестовой церкви Епископом Саратовским и Царицынским Палладием рукоположен  «во священника»  1914 г. ноября  9 дня.

О дальнейшей его судьбе узнал из Послужного списка в Клировой ведомости за 1918 год. «Священник Михаил Иванов Поляков 31 года происходит из духовного звания. Имения нет. Получает содержание, как от казны, так и от земли. За законоучительство доходов лишён. Поступил во священники к Свято-Троицкой церкви с. Чернобулак в августе 1914 г. Взысканиям по суду не привлекался. Вдов». (Ф.135, оп.1, д.№8380, 1918г.).

Был очень удивлён по поводу вдовства. Ведь женитьба состоялась совсем недавно и невесте в 1914 г. всего 17 лет. Захотелось узнать, что же случилось? И вот в Метрической книге с. Чернобулак за 1916г. читаю: «Умерла 11 марта, погребена 14 1916 г. с. Чернобулак  священника Михаила Иванова Полякова жена Клавдия Иванова, 19 лет от апоплексического удара. Похоронена в церковной ограде» (Ф.637, оп.2, д.№3482, 1916г.).

В апреле 2012г. из интернета стало известно, что священник с. Карповка Сердобского района Пензенской области Михаил Иванович Поляков 11 марта 1931 года был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и 10 апреля был приговорён к 10 годам заключения в концлагерь.  В областном ФСБ г. Пензы находится его Личное дело №4718-п. 

Свидетельство

 Свидетельство

 Поляков Анатолий Алексеевич

Ещё один племянник деда родился 18 мая 1875 г., сын священника с. Малиновки Сердобского уезда Алексея Кирилловича Полякова. По окончании обучения в Балашовском  духовном училище поступил в августе 1891г. в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил в 1897 г. по второму разряду с оценками по 28 предметам 3 и 4, а по физике, логике и  медицине 5 (Ф.12, оп.1, д.№6519, 1897г., Аттестаты и Свидетельства выпускников семинарии).

В на мой запрос в Управление ФСБ России по Саратовской обл. получил ответ №А-769 от 13.01.2015, «что из материалов прекращённого уголовного дела № ОФ – 1608 Поляков Анатолий Алексеевич, 1875 г.р. уроженец с. Шилова-Галицыно Ртищевского  р-на Нижне-Волжского края был арестован 28 апреля 1931г. ПП ОГПУ. До ареста работал заведующим учебной части ФЗУ. По социальному происхождению сын псаломщика. Состав семьи: жена Козлова Варвара Фёдоровна 36 лет; сын Борис 27 лет. Решением ПП ОГПУ от 13 мая 1931г. уголовное дело в отношении Полякова А.А. прекращено за недостатком доказательств. Личных вещей, документов и фотографий в деле не имеется, сведениями о дальнейшей  судьбе не располагаем».    

Примечание: в этом же ответе из ФСБ было сказано, что «каких-либо сведений в отношении Полякова Василия Емельяновича, Полякова Петра Павловича, Полякова Александра Павловича и Полякова Бориса Петровича в УФСБ по Саратовской области не имеется».

Таким образом, из отрывочных, иногда противоречивых и фрагментарных сведений, найденных в архивах, удалось, как мне кажется, получить некоторые представления об учёбе, службе, даже немного о личной жизни и судьбе моего деда Григория Кирилловича Полякова и его многочисленных родственников из духовного сословия. Их жизнь и судьба, конечно же, складывалась по-разному. Попытаемся  теперь сделать некоторые общие выводы.

Свидетельство

         1) Мои Поляковы, как я увидел, в основном служили в  сельских весьма небогатых приходах Саратовской губернии, имели небольшие доходы и занимались на церковных землях сельскохозяйственным трудом. Жили в домах принадлежащих церкви или общине, имели часто по многу детей (6-7 человек), которых в обязательном порядке учили в духовных учебных заведениях. Кстати, обучение детей было бесплатным, а вот содержание – « либо за счёт отца», либо за казённый счёт. Сами служители церкви учили, часто на общественных началах (бесплатно), крестьянских детей в церковно-приходских и земских начальных школах. Получается, что четыре--пять поколений  в нашей родословной более 100 лет были православными церковно и священнослужителями. Они служили  иногда в отдалённых сельских приходских церквях в 9 уездах громадной Саратовской губернии и в самом Саратове. Были по совместительству и учителями в приходских и земских школах. Многие сельские приходы состояли из нескольких деревень и насчитывали до 3-4 тысяч прихожан, а Поляковы «за ревностную службу и усердие в деле обучения и воспитания» получали скромные награды: Стихарь, Камилавка, Скуфья, Набедренник, Наперсный Крест.

Думаю, что их отношение к Богу характеризует любовь к людям, своим прихожанам. 

2) Каждое последующее поколение часто получало более высокое образование и положение на службе, т.к. родители старались дать детям хорошее образование. И теперь сыновья становятся священниками, дочери учительницами, хотя раньше о жёнах  Поляковых писали «читать и писать умеет». А сын двоюродного брата деда священника Василия Емельяновича Полякова Николай учился в 1916 г. в Юрьевском Императорском университете г. Тарту на медицинском факультете,

3)У церквей, как правило, были земельные угодья, что давало дополнительные доходы. В неурожайные годы получали скромные пособия от епархии и жили небогато, а порой и в нужде.  

4) Обращает на себя внимание и то, что многие мужчины не доживали до 60 и даже до 50 лет, а причиной смерти нередко была чахотка, а иногда и холера.

И наконец, без них, наших предков, и нас бы не было сегодня, мы – их продолжение. О них надо бы знать и помнить. Своими поисками предков мы восстанавливаем  связь с ними.