Архиерейское подворье
храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 
при Саратовском государственном университете г. Саратова

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина 
Русская Православная Церковь Московского Патриархата

1Родословная – емкое и значимое для каждого человека понятие. Изучая родословную своей семьи, знакомишься с историей семьи и  приоткрываешь ее странички. Познавая истоки, восстана-вливаются и укрепляются  внутриродовые и внутрисемейные связи. В процессе исследования я обрела родственников-потомков моих предков по 4 родовым фамилиям. И к счастью, в их семьях сохранились немногочисленные фотографии, открытки, письма из далекого прошлого - артефакты, ставшие бесценными.Каждая семейная реликвия, принадлежавшая кому-либо из предков и с благоговением хранящаяся в семье, каждая пожелтевшая страничка, фотография или незначительный предмет несёт в себе значимую информацию о событиях минувших лет. Позволяет вернуться во времена минувших дней, т. е. реконструировать обстановку, вспомнить события, происходившие в семье и в стране. Ведь жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью страны. Вольно или невольно люди втягиваются в водоворот событий и становятся их участниками. Архивные записи фиксируют отдельные этапы и эпизоды из жизни предков. Связывая с историческими событиями, в период их существования, отчетливо представляешь их в то время.

Хочется уловить, осязать, прочувствовать и представить отдельные мгновения их жизни, окунуться в ту среду, атмосферу и хотя бы таким образом пообщаться с ними.

Воспитанниками духовной семинарии, православной гимназии и заинтересованными лицами проводится работа по исследованию истории жизни священнослужителей, их служении народу  и страданиях за веру.

О  том, чем жили, о чем думали и мечтали, рассказывают немногочисленные дошедшие до нас пожелтевшие открытки и фотографии конца XIX и начала XX века. Они донесли до нас осязаемый привет.

2Псаломщик села Матышево Аткарского уезда Пикинский Николай  Владимирович  хвалит сына Николая воспитанника 1 кл. СДУ за хорошее начало учебы, дает наказ стараться и преуспеть в учебе.«…..Очень рад, что у тебя по двум предметам хорошие оценки… Старайся, сынок, трудись, сумей зарекомендовать себя в первых классах, а там Бог даст пойдет как по маслу»…. «Учись!» - главная его просьба.

Просит купить в музыкальном магазине или книжном Земском складе  «Православный обиход» - ноты Аллеманова Дмитрия Васильевича (священник , педагог, композитор, исследователь церковного пения).

3Задача священнослужителей заключалась в том, чтобы  нести свет  в среду народных масс. Они занимались духовным и моральным воспитанием, учили грамоте. Жизнь священнослужителей была сложной из-за многочисленных и трудных обязанностей по приходу, но им приходилось еще заниматься санитарным просвещением, урегулированием правовых отношений и т.д. Прихожане отвечали уважением и благодарностью. Однако все изменилось после октябрьской революции 1917г.

Например, священник Спасо-Преображенской церкви Заволжской слободы Николаевской Соколов Василий Петрович с многочисленной семьей (12 детей) был изгнан из собственного дома и вынужден жить в трапезной. Откуда их тоже «попросили».  Как-то с горем пополам устроились и ютились в лачуге на окраине слободы.Работы не было, перебивались с хлеба на воду. Василий Петрович все, что удавалось добыть случайными заработками и подаянием, отдавал детям. В 1932г умер от голода.

Священнослужитель должен  быть целомудренным, честным, любящий добро, справедливым, благочестивым, непорочным,  не дерзким,  не гневливым, не пьяницей, не корыстолюбцем. Должен  держаться правды, мира, любви и возвышать религиозно-нравственное состояние своих прихожан.

Ему должна соответствовать спутница жизни. Так Анастасия Александровна (Светлова) жена псаломщика Покровской церкви села Морец Аткарского уезда Талиева Алексея Ивановича успешно и усердно занимались с учениками  церковно-приходской школы. Безмездно (безвозмездно) учила детей прихожан села грамоте и основам нравственности.

По долгу службы священникам приходилось, проводя обряды, сопереживать и горькие, и радостные моменты в жизни прихожан. Они жили бок о бок с людьми, которые были на самой низшей ступени общества, и жили их интересами.

4Сколько труда вкладывали в образование и воспитание детей в церковно-приходских школах, учили добрым заповедям, помогали в решении многих жизненно важных вопросов. Консультировали по вопросам сельского хозяйства, медицины, разрешали спорные ситуации. И жилось им далеко не сладко. В некоторых приходах зачастую не получали жалование, а жили на кружечные доходы, т.е. на подаяние. Приходилось заниматься сельским трудом, вести подсобное хозяйство. А после революции и того хуже. Жизнь протекала в хлопотах о хлебе насущном.

5На фотографии псаломщик слободы Меловатка Камышинского уезда Князевский Алексей Козмич и его сын Алексей Алексеевич -  в будущем псаломщик-диакон церквей Вольского, Кузнецкого, Балашовского уездов, а  с 1947г по 1956г  диакон Николаевской церкви г. Камышина.

Однако кроме многочисленных и трудных обязанностей в деле пастырского служения священнослужителям не чужды были и  земные чувства и заботы.

6В послании к переводу племяннику Николаю Пикинскому его дядя псаломщик Михаило-Архангельской церкви селаМатышевоАткарского уезда Дмитрий Петрович Горизонтов просит купить ½ фунта чаю в «жестяной коробке»,… 2 фунта  цикорию, а на оставшиеся сахару песку….. «при чем 3 фунта должно быть.При сем посылаю 5 рублей».

Особенно в плачевном состоянии находились причетники – это единственный  чтец певец при богослужении, приходской «нотариус» подтверждающий время событий как рождение, бракосочетание и смерть прихожан, письмоводитель церковных актов.

Из книги священника Розанова Александра Ивановича: «….Отдавая церкви и обществу лучшие годы жизни, как только, за дряхлостью и болезнью выходит он за штат, то его бросают все: общество, …правительство – ему никто не даст ровно уже ничего – и хочет он – умирай с голоду, или мерзни, хочешь – душись, хочешь  в омут лезь – он для всех чужой. Ему не возвращают даже собственности – не дают даже грошовой пенсии, на которую он имеет полное право, на образование которой весь его век делали вычет из его 2-х рублевого месячного жалованья».

7Тоже самое можно сказать и о пономарях, псаломщиках. Пенсии лишались лица, которые в процессе службы подвергались нареканиям, штрафам, судимости. Разбирательства и последующее наказание проводилось и по жалобам, которые зачастую оказывались не обоснованными.

Прослеживая по архивным документам служебные  перемещения священнослужителей, приходишь к неутешительному выводу – при выходе  за штат многие умирали в этот же год или в ближайшие годы. И причина не только  нездоровья и преклонного возраста, но и в отсутствии средств к существованию.  Многие не имели своего жилья, а жили в общественных  домах, и поэтому по окончании службы  были обязаны его освободить.

8Чтобы как-то выйти из затруднительного положения – «протянуть соломинку утопа-ющему» - в приход на место уволенного  за штат псаломщика, диакона, священника  присылали воспитанника семинарии или духовного училища с условием жениться на дочери увольняемого или присылали на службу родственника. Так, после смерти псаломщика Покровской церкви с. СериноКамышинского уезда Лебедева Николая Александровича, его жена Елена Владимировна (Пикинская)  осталась без средств к существованию с 6 детьми. В село по окончании 2 класса СДС был направлен племянник Пикинский Николай Николаевич.

9Жизнь у священнослужителей была кочевая, редко кто надолго задерживался на одном месте. Жены как «декабристки» следовали за своими мужьями и вместе с ними переносили все невзгоды, выпадавшие на их долю. Семьи были в основном многочисленные. Детей насчитывалось до 12 человек и более. На фотографии священник церкви села Костарева Камышинского уезда Поспелов Разумник Афанасьевич с детьми  - 10 лет после смерти матушки Анны Павлиновны.

В деле исполнения своих многочисленных и трудных обязанностей по приходу матушки были  прекрасными помощницами и оказывали духовное влияние на паству, заботились о внешнем материальном устройстве прихода.

10В 1888г. в журнале «Руководство для сельских пастырей» размещены письма священника к дочери, в которых  он разъясняет: «Обязанности жены священника велики и нелегки, скажу тебе еще, что они многосторонни. Оставаясь примерной, домовитой хозяйкой, заботливой женой, и матерью (если господь наградит тебя чадами) ты, как помощница своего мужа, должна принять на себя и часть его сложных пастырских обязанностей и уделить нечто от твоего времени на служение человечеству. Смотри на паству своего мужа, как на свою собственную обширную семью, о которой ты должна иметь заботу и  попечение чисто материнское.  Есть даже некоторая область в отношении пасомых, где участие жены священника может принести  больше пользы, чем искреннее усердие самого пастыря. Это та область, в которой главными деятелями выступают отзывчивое сердце женщины, женская нежная душа, где требуется больше чувства, чем разума, больше мягкости, заботливого участия, сострадания……. Возвратившись, домой, священник может поделиться всем виденным и слышанным с женою и в случае надобности, послать ее в только что покинутый им дом скорби со словом утешения, или в видах оказания помощи медицинской или другой какой. Попадаются на долю жены священника и иные случаи, где она может быть в доме своего прихожанина не только как помощница мужа, но даже совершенно самостоятельно, например, посещая больных рожениц, больных детей, которых крестьянки и сами часто приносят в дом священника, прося совета, или в праздник в церковь для приобщения Таин святых, возложивши надежду, за неимением другой помощи, на Великого Врача нашего небесного. Вот пункты соприкосновения для жены священника со своими прихожанами, где она может и изучать их и влиять на них!»

Такой была Анна Васильевна (Утехина) жена священника церкви с. Вертуновка Сердобского уезда Сергиевского Александра Георгиевича.

11Воспитанник КДУ Александр Пикинский пишет отцу Николаю Владимировичу о своих баллах, об окончании занятий, о проблемах с одеждой  (обувью и брюками): «Папа, у меня один сапог разорвался. Я его починю. ….Если брюки сшили, пришлите мне к 13 числу. Мои баллы: катехизис 3, латинский 3,  русский 3,2, греческий 3, арифметика 3, география, история 3, природа 4, пение 4….. Ученье кончится в конце февраля…..»

Братья Эбервейны: Николай – священник, Владимир – диакон, Борис – псаломщик.

12«Указом Св. Синода дано знать Его Преосвященству Преосвященнейшему Палладию Епископу Саратовскому и Царицынскому, что Государь Император во 2-й день июля 1915 г. Всемилостивейше соизволил разрешить трём братьям – священнику Саратовской епархии Николаю, диакону Владимиру и псаломщику Борису и матери их Марии Эбервейнам именоваться впредь фамилиею «Александровы».

Трогательное Рождественское послание Владимира Александровича  брату Борису  псаломщику Дмитриевской церкви г. Камышина и матери, находясь «в разлуке» в канун праздника в Саратове по вызову Консистории для учинения допроса для рукоположения во священника к Михаило-Архангельской  церкви слободы Котовой Камышинского уезда.

13Послание от 1910г  священнику села Матышево Аткарского уезда о. Лебедеву Василию Александровичу из далекой Лифляндии г. Юрьева  (до 11 века и  ныне г. Татру)

Альбом Сергиевской Антонины Александровны  заполнен романтическими девичьими посланиями от 1896-1897гг.

14О, эти  бесценные строчки!

Они дороги не только тем, что связаны с именем родного человека, но в историческом плане - подписаны дочерьми священников и служат информацией к поиску: А. Сухоручкиной,  А. Бельской, Дьяковой, Л. Покровской,  Е. Предтеченской, Н.Зодиевой

15Одна из версий: Нина Зодиева  - дочь священника села Ивановки Вольского  уезда Александра Федоровича. На 1917г воспитанница 4 класса Вольского епархиального училища. Подругой Антонины она не могла быть, так как у них большая разница в возрасте. Отцы не  служили в одних селах и даже в одних уездах. Следует, что у Александра Зодиева  была еще старшая дочь Н.- училась с Антониной. Или Сергиевские и  Зодиевы родственники…..

16Вот о чем поведали немые свидетели старины. Из них мы узнали, чем жили наши предки, и  они дали пищу для размышлений и направление к поискам.

Отрадно, что растет число желающих найти свои корни.

На сайт www.lezhnina.webnode.ru. заходят из разных уголков мира, интересуются информацией и используют ее. 

География посещений -  более 80 стран: США, Россия, Англия, Германия, Греция, Италия, Канада, Венгрия, Португалия, Франция,  Нидерланды, Кувейт, Китай, Вьетнам, Тайвань, Европейский континент, Албания, Австралия, Япония, Северная Корея, Норвегия, Швеция, Сингапур, Австрия, Тайланд, Польша, Новая Зеландия, Иран, Аргентина, Мехико, …… страны СНГ  и др.

Потомки священнослужителей, родившиеся в нескольких поколениях вдали от Родины предков и не имеющие представления о ней, страдают ностальгией, которая обусловлена  заложенным  в них прародителями  генетическим менталитетом, именуемым «зовом крови». 

 Пишут и задают разные вопросы. Я знакомлюсь с разными житейскими интересными историями и судьбами людей.

Люди радуются, что благодаря информации на сайте, узнают о своих предках, о существовании которых они не подозревали или узнают что-то новое, позволяющее проводить дальнейшие поиски.

Письма бывают такого содержания: «У МЕНЯ ЗАХВАТЫВАЕТ ДУХ ОТ РАДОСТИ!!! Я ПРАПРАВНУЧКА ….. МИХАИЛА ПЕТРОВИЧА!!! ».

А вопросы разнообразные: от содержательных до расплывчатых и практически не несущих информацию.

Приведу конкретный пример:

В одном из  обращений было следующее: «помогите найти отца моей бабушки!»

После моей просьбы об уточнении мне ответили:

ЗНАЮ ЧТО ЗВАЛИ ВАСИЛИЕМ. И У НИХ БЫЛИ ДОЧЕРИ МАРИЯ, АННА, ВАЛЕНТИНА, НАДЕЖДА  ЭТО С БАБУШКИНЫХ СЛОВ ВСПОМИНАЮ .….. …… ….  ЛИБО СЛАВКИНО ЛИБО РЯДОМ КАКАЯ ТО ДЕРЕВНЯ.……. ЗАБЫЛА БАБУШКИНУ ДЕВЕЧЬЮ ФАМИЛИЮ.

Проанализировав имеющуюся  информацию, установила, что в селах Новое Славкино и Старое Славкино в годы 1895-1912гг служил Зверев Василий.  Так как К/В в ГАСО  за эти годы имеются,то посоветовала сделать запрос, из которого будет ясно  есть ли в семье Василия Зверева перечисленные дочери, т.е. это начало поиска. Попутно на сайте разместила объявление о поиске предков  и потомков.

Размещение объявлений дает результат:   из 13 объявлений на 5 был отклик.

Исследовательская работа очень кропотливая, требующая максимум терпения и большое желание. Нужно использовать казалось совсем незначительную информацию: записи на фотографиях, на конвертах и письмах, рассказы близких….

Иногда только по одному известному факту удается построить  древо семьи.

Не надо бояться отсутствия значительных сведений о близких, живших давным-давно.
Стоит только начать поиски и «Кто ищет, тот всегда найдет!»